Проповедь, произнесенная в день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца за Патриаршим Богослужением в Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре клириком храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве иеромонахом Тихоном ( Батуриным )

DSC_8747-1 19 декабря сего года в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских за Патриаршим служением в Крестовоздвиженском Иерусалимском женсокм монастыре  клирик храма Воздсвижения Креста Господня в Алтуфьеве произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь.

 

         Сегодня Православная Церковь молитвенно прославляет Святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.

Святитель Николай жил в четвертом веке. Родился в городе Патары, Ликийской области в Малой Азии. Его родители были людьми благородного происхождения, богатыми и при этом благочестивыми христианами. Прожив долгие годы в браке, они не имели детей. Скорбя о своем бесчадии, они много молились Богу о дарование им детей. И в старости их молитва была услышана. Бог послал им сына, который во Святом Крещении получил имя Николай.

         Будущий Святитель Христов получил хорошее образование. Поучаясь книжной мудрости, он особенно прилежал к чтению Священного Писания и духовной литературы. От своих родителей он научился глубокому благочетию, страху Божию и милосердию. В его сердце все более укреплялось желание послужить Богу и Церкви. Видя его добродетельную жизнь, местный епископ, который приходился ему дядей, призывает юношу Николая на церковное служение. Епископ делает его своим помощником в делах благотворительности, а впоследствии поставляет пресвитером. Возведенный на пресвитерское служение, будущий Святитель Христов еще более стал трудиться в делах благочестия.

       По благословению своего епископа пресвитер Николай совершил паломничество к местам земной жизни, страданий, распятия и Воскресения нашего Спасителя. Прибыв во Святую Землю, он поселился в пещере недалеко от Вифлеема и оттуда совершал свой паломнический подвиг. Пробыв на Святой Земле около двух лет, подвизаясь в строгом посте, молитвах и делах милосердия, поучая окружающих не только словом, но еще более собственным примером христианской жизни, пресвитер Николай возымел желание удалиться в монастырь, дабы ничто не могло уже помешать ему полностью посвятить себя Богу. Он удаляется в один из монастырей и с новой силой прилагает труды к трудам в своей духовной жизни. Имея желание большего безмолвия и удаляясь от похвал братии за свою высокую духовную жизнь, монах Николай удаляется в горы Кипра, где живет отшельником. Но как говорит Господь «Не может укрыться град, стоящий на верху горы», так и место подвигов будущего Святителя стало местом, куда устремились многие люди, ищущие спасения. В горах вокруг монаха Николая образуется община, а впоследствии монастырь. Но иной путь уготовал Господь для своего угодника. Сам Господь повелевает монаху Николаю покинуть место его подвигов и удалиться на родину. Повинуясь воле Божией, скромный подвижник возвращается в родные края, но желая избежать славы, поселяется не в своем родном городе, а в соседнем, называемом Миры. И тут он продолжает свои подвиги, ежедневно на рассвете он приходит в Кафедральный собор, где в молитвах и трудах проводит весь день.

       В это время умер местный архиепископ, и все епископы области собрались для выбора нового предстоятеля. Однако они никак не могли выбрать нового архиепископа. Председатель Собора, старейший из местных епископов, предложил в данном деле возложить упование на Бога и усилить свои молитвы. После многих усердных молитв ему было возвещено прийти в Собор к открытию его врат и первый, кто взойдет в храм, и есть новый архиепископ. Повинуюсь этому откровению, председатель Собора и несколько епископов пришли еще затемно в храм, и, когда взошло солнце, врата собора открылись, в них взошел по своему обыкновению скромный пресвитер Николай. Он был остановлен епископами и после расспросов приведен на архиерейский Собор, где ему и возвестили о новом служении, на которое призывает его Владыка Христос. Скромный подвижник попытался отказаться от сего высоко служения, но за послушание, повинуясь воли Божией, принимает его и становится архиепископом города Миры и всей Ликийской области. И вновь Святитель Христов прилагает труды к трудам и воистину становится для своей паствы «правилом веры и образом кротости, воздержания учителем» (тропарь Св. Николаю).

       Святитель Христов Николай, дожив до старости, отошел от земной жизни к жизни вечной. Он был похоронен в соборе города Миры, где его могила стала местом молитвенного поклонения, и как при жизни каждому пришедшему за помощью Святитель Христов помогал, так и после смерти никто не уходил опечаленным от его гроба и всякий просящий его молитвенной помощи получал просимое. Впоследствии после падения Византийской империи, когда город Миры был разграблен и уничтожен, мощи Святителя Николая, по его повелению, были вывезены в Итальянский город Бари, где и прибывают до сего дня.

       Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая о почитании Святых, говорит, что мы должны прославлять Святых не только молитвами и песнопениями, но еще более подражая их жизни и благочестию, имея их своими учителями Христианской Жизни. Так и жизнь Святителя Христова Николая являет нам пример исполнения главной Евангельской заповеди о любви к Богу и к людям. Ради любви к Богу он оставляет все в своей жизни, он отказывается от всех своих желаний и с доверием принимает волю Божию, которую делает своей. Все свои подвиги он совершает как доказательство Любви к Богу. Но главным доказательством этой любви становится его любовь к людям. С самого начала своего служения в Церкви Христовой Святитель Николай стремился помочь каждому нуждающемуся. Не жалея себя, своих сил и времени, он стремился на помощь к ближнему. Молитвой, милостыней, добрым словом он помогал и помогает всем ищущим его помощи. Из его жития мы знаем этому множество примеров: он спасает от скверного брака трех бедных девиц, спасает невинно осужденных от тюрьмы и казни, множество раз спасает от морской пучины мореплавателей, исцеляет от неизлечимых недугов и многих своими делами любви приводит к покаянию и направляет на путь спасения.

       И мы ныне в день его пресветлого торжества принесем в дар Святителю Христову не только наши молитвы, но и постараемся положить начала нашего исправления, будем учиться везде и всегда быть Христианами, то есть поступать по Евангельским Заповедям Христа. Аминь.

Святителю отче наш Николае, моли Бога о нас!

 

Составлена иером. Тихоном (Батуриным), служащим в храме Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве города Москвы.