Паломническая поездка прихожан храма Крестовоздвижения в Алтуфьево к Святыням Подмосковья.

DSC_810221 января по благословению прот. Анатолия, настоятеля Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве, учащиеся Воскресной школы и прихожане прихода совершили паломническую поездку к Святыням Подмосковья.

Они посетили Крестовоздвиженско-Иерусалимский ставропигеальный женский монастырь и Серафимо-Знаменский женский скит. Эти Святые обители являются воистину жемчужинами Подмосковья. Несмотря на свою молодость обе обители связаны с именами многих Святых Русской Церкви.

DSC_7455DSC_7646Крестовоздвиженско-Иерусалимкий ставропигиальный женский монастырь возник в 19 веке по благословению Святителя Филарета митрополита Московского (Дроздова). Монастырь возник из женской Флоровской приходской богадельни села Старый Ям. В благословение сестрам ново созданной женской общины Московский Святитель вручил образ Пресвятой Богородицы именуемый «Иерусалимкая», который является точным списком с чудотворной иконы написаной апостолом Лукой.  Впоследсвии эта древняя икона была перенесена в Россию и пребывала в Успенском Соборе Московского Кремля. Через несколько лет после образования общины из богадельни, община переехала в усадьбу села Лукино подаренуе ей.  В усадьбе находился Крестовоздвиженский храм, поэтому после переезда община стала именоваться Крестовоздвиженско-Иерусалимской. Село Лукино считается родиной Святителя Филиппа митрополита Московского, который стал еще одним молитвенным покровителем сестер общины. А через пару лет после переезда в Лукино общине был дан статус монастыря и были пострижены первые монахини. Монастырь жил тихой молитвенной жизнью, сестры организовали приют для девочек, больницу, аптеку, имели образцовое  сельское хозяйство. Для нужд насельниц был выстроен домовый храм в честь иконы Пресвятой Богородицы именуемой «Иерусалимская», в который была перенесены, из Крестовоздвиженской церкви, местная святыня «Иерусалимкая» икона Богородицы. Молитвенная тихая обитель стала притягивать многих богомольцев и в праздники храмы монастыря уже не вмещали всех,  поэтому в был выстроен новый большой храм в честь Вознесения Господня, с приделами в честь Успения Богородицы и Святителя Филиппа митрополита Московского.

После революции монастырь закрыли, сестры, лишенные монастырского имущества, образовали артель и продолжали посещать еще не закрытый Крестовоздвиженский храм. Храм закрыли в начале 30 годов, священника арестовали, в последствие его расстреляли в Бутово, а ныне он прославлен в лике Новомучеников Церкви Русской, артель распустили, Иерусалимкую икону Богородицы использовали как настил помоста для зерна. Во время Великой Отечественной Войны местным жительницам удалось спасти Святую Икону и перенести в ближайший незакрытый храм где Святыня пребывала почти 50 лет до возрождения Святой Обители.

DSC_7685DSC_7607После закрытия на территории монастыря размещались детский дом, госпиталь, санаторий, санаторий для детей. В 1992 году началось возрождение монастыря. Трудами игуменьи Екатерины и сестер монастыря обитель постепенно возрождается и духовно и внешне. В настоящее время восстановлены и освящены все храмы обители, сестринские корпуса, восстанавливается хозяйство. Но самое главное вновь тихая и неспешная молитва привлекает многих паломников в стены Святой Обители.

Кроме вернувшейся Иерусалимкой иконы Богородицы в обители собрали множество святынь : частицы святых Мощей Преподобных Отцов Киево-Печерских, св. вмуч. Екатерины, свмч. Климента еп. Римкого, свт. Николая Мирликийского и свт. Спиридона Тримифунского и  др.

Паломники из Алтуфьево посетили храмы Обители и совершили молитвенное поклонение Святыням хранящимся в их стенах.

Простившись с Крестовоздвиженско-Иерусалимким ставропигиальным женским монастырем, паломники направились в Серафимо-Знаменский скит, находящийся неподалеку.

Серафимо-Знаменский Скит был основан в начале 20 века схиигуменьей Фамарью (Марджановой или в грузинской традиции Марджиашвили). Мать Фамарь, в миру Тамара Александровна, происходила из грузинского княжеского рода, к 19 годам она осталась круглой сиротой. Посещая монастырь св. Нины в селение Бодби, место упокоения просвятительницы Грузии,  юная княжна Тамара почувствовала призыв к монашеской жизни и несмотря на сопротивление  родственников поступила в этот монастырь. Наставляемая опытной игуменьей Ювеналий, Тамара благополучно проходила науку монастырской духовной жизни. После переведения игуменьи Ювеналии в Москву, ее место заняла Тамара постриженная в монашество с именем Ювеналия. Благодать Божия, по молитвам Богородицы, св. Нины, прп. Серафима Саровского, св. прав. Иоанна Крондштатского хранила и чудесно покрывала обитель и игуменью даруя радость и укрепляя в скорбях. В революционные годы начались покушения на жизнь матери Ювеналии в результате чего ее перевели в Москву назначив настоятельницей Покровской женской общины сестер милосердия. В Москве матушка близко сблизилась с препмуч. Елизаветой Феодоровной. Желая посвятить себя исключительно молитвенной жизни, матушка решила удалиться в скит Серафимо Понетаевского женского монастыря, устроенного по благословению преп. Серофима Саровского. Но пребывая в Понетаевской обители мать Ювеналия получает повеление Богородицы самой устроить скит. Это повеление подтвердили все духовники-старцы к которым обращалась матушка для разрешения своего недоумения. По благословению священномученика Владимира (Богоявленского) митрополита Московского на лесной даче Покровской женской общины был заложен скит в честь иконы Богородицы «Знамение» и преп. Серафима Саровского. Через два года скит был отстроен по проекту архитектора Щусева. По уставу в скиту могло жить только 33 сестры по числу земной жизни Христа. Все в облике скита должно было напоминать его насельницам о Небесном Женихе, а строгий и глубоко молитвенный устав должен был помочь сестрам его достигнуть. В скиту по благословению святителя Макария (Невского) Митрополита Московского игумения Ювеналия была пострижена в великую схиму с именем Фамарь.

После семнадцатаго года скит стал местом пребывания духовных друзей и наставников матери Фамарь епикопа Арсения (Жадоновского) и священномученика Серафима (Звездинского) епископа Дмитровского. Но недолго существовал этот духовный оазис, в 20 годах скит закрыли. Мать Фамарь и часть сестер разместились на подмосковной даче, где тайно продолжал свою жизнь  скит. В последствии мтушка и часть сестер была арестована. Она была помещена в Бутырскую тюрьму, а после вынесения приговора отправилась в Иркутскую область в ссылку. В холодном и непривычном климате матушка заболела чахоткой. После возвращения из ссылки, благодаря усердию своего брата и почитателей, ей позволили проживать в подмосковье, где в 1936 году схиигумения Фамарь почила о Господе. Она была погребена в Москве на Введенском (Немецком) кладбище, а ее могила стала местом молитвы многих духовных чад и почитателей матушки. 22 декабря 2016 года схиигумения Фамарь была прославлена в лике Святых Грузинской Православной Церковью.

С 2000 года Серафимо-Знаменский скит восстанавливается трудами игуменьи Иннокентии и сестер скита. Ныне восстановлен храм и внешний вид скита. В скит переданы многие личные вещи и Святыни связанные с его основательницей.

Алтуфьевские паломники были встречены игуменьей Инокентией, которая провела экскурсию по обители, рассказав многое из истории и современной жизни скита. По ее благословению иером. Тихон (Батурин), сопровождавший паломников, совершил молебен Небесным покровителям скита, испрашивая их молитвенной помощи сестрам обители и паломникам.

Сердечно поблагодарив мать игумению за теплый прием паломники отбыли в обратный путь.